Аулья Тукли-баба Шашлы-адже

Абдурахман/Абдрахман Тукли-баба Шашлы-адже (с тюркского тукли – «шерстяной», шашлы – «волосатый», баба — «дед/старец/предок», адже — производное от арабского хаджжи «паломник, совершивший хаджж»; т.е. буквальный перевод – «волосатый старец»). Этот святой достаточно хорошо известен в тюрко-кыпчакской этнокультурной среде. В героическом эпосе ногайцев, казахов, каракалпаков, башкир под схожими именами (Баба Туклас, Тукляс, Баба Тукты Чачты Азиз, наиболее полное — Хаджи Ахмед Баба Туклас Шашлы Азиз Баркана/Баркая) он известен как предок (дед, прадед, отец) золотоордынского беклербека Эдиге (Едигея; ум. в 1419 г.), основателя Ногайской Орды, и дух-предок-покровитель (арвах) ногайских князей-мирз — потомков Эдиге.

Баба-Туклас считается исламизатором ногаев и лично самого хана Узбека, при котором ислам стал государственной религией джучидского государства.

По сведениям информаторов, дух святого якобы явился во сне одному из стариков и попросил перенести его прах подальше от «неверных». Ночью могила Тукли-баба была тайно перенесена на мошаикское кладбище, где была объединена в одном культовом комплекте с могилами-аулья четырех других святых: Шейха Маслетдина Узамана/Замана-хаджи Бухари, Абдрахмана Сайхаджи, Яхмарджи/Ямгурши-ишана и Махмуд-ишана ал-Алмали ад-Дагистани.

Вскоре после перемещения культ аулья Тукли-баба значительно ослабел. Тем не менее, его могила сохраняется под своим именем, и остается действующим культовым объектом.


Литература:

  1. Сызранов А.В. Культ мусульманских святых в Астраханской области. // Этнографическое обозрение, №2, 2006.
  2. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2002.

Адреса и контакты

630