Мавзолей Сеит-баба Ходжетаевского

Сеит-баба – ногайский ученый, целитель вт. пол. XVIII – нач. XIX вв. Еще при жизни был причислен к лику святых.

Могила целителя расположена в 1,5 км от с. Малый Арал. В 2011 г. здесь открыт мемориальный комплекс.

Культ мусульманских святых достаточно широко распространён в исламском мире и включает в себя целый ряд элементов и конкретных проявлений, прежде всего почитание реально живших или вымышленных лиц, квалифицируемых как «святые», поклонение их могилам, а также деревьям, водоёмам, камням, так или иначе связываемых со святыми.

Культ мусульманских святых и их могил в Астраханской области сложился в эпоху средневековья, в основном, благодаря суфизму. Однако, помимо собственно исламских, суфийских основ данный культ, несомненно, связан с определёнными доисламскими корнями.

По сведениям В.М. Викторина, в XIX в. в окрестностях Астрахани насчитывалось 23 могилы мусульманских святых, в т.ч. 19 — у поселений юртовских татар.

Большинство святых могил находятся на мусульманских кладбищах (сельских и городских), хотя ряд аулья расположены отдельно: на одиноком бугре, на берегу реки, во дворе мечети или даже частного дома. Помимо отдельных аулья, существует несколько культовых комплексов, объединяющих две и более святые могилы.

Культ мусульманских святых и их могил в Астраханской области является важнейшим компонентом народного, или бытового ислама, который представляет собой синкретичный комплекс исламских и доисламских религиозных представлений тюркоязычного населения Нижней Волги.

Поклонение местным святым — обязательный элемент мусульманских праздников Курбан-байрам, Ураза-байрам, Маулид. Ранее (по крайней мере, вплоть до конца 1920-х гг.) в Астраханском крае на наиболее крупных аулья устраивался ежегодный праздничный молебен зийарат.

Почти за каждым святым местом ухаживал потомственный муджавир, ведший свой род непосредственно от святого. Причём муджавирами были только мужчины, передававшие свой пост старшим сыновьям; женщинам не полагалось появляться на кладбище. Сегодня «линии» муджавирства меняются. Хранителем аулья может быть уже не только действительный потомок святого (их вообще осталось довольно мало), но и любой уважаемый житель близлежащей деревни, выбираемый на сходке стариков.

Рядом с аулья Сеит-баба, на кладбище хоронили и потомков святого — представителей рода (ру) сеит алтаяк, основателем которого считается этот цилитель. По поверьям, дух святого и посещение его могилы помогает в излечении психических, желудочных, сердечных и других заболеваний. Рядом с гробницей Сеит-бабы находятся могилы его дочери Нур Джамал-ханым, Букей-хана (ум. в 1815 г.) — казахского хана, основателя Внутренней (Букеевской) Киргиз-Кайсацкой Орды, жены Букей-хана Гитаны-ханым и знахарки-баксы Айжамал/Нуржамал/Зауршише — специалистки по кожным заболеваниям, которую Букей-хан пригласил из Сирии. Все пять аулья образуют единый культовый комплекс, который сегодня имеет тенденцию к превращению в крупный центр религиозного паломничества. Так, в начале 2001 г. в с. Малый Арал был создан областной общественный благотворительный фонд Сеййид-бабы и Букей-хана. На пожертвования были отреставрированы надгробия, построен дом для паломников, благоустроена территория. Малоаральские аулья активно почитаются ногайцами-карагашами, казахами, татарами.

Литература:

  1. Викторин В.М. Аулья и мужавират (Следы доисламских верований у ногайцев окрестностей Астрахани). // Половецкая луна. Черкесск, 1993. № 3 (7). С. 85-92.
  2. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970. Басилов В.Н., Снесарев Г.П. Введение // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М., 1986. С. 3-5.
  3. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеденские эскизы). М., 1938.
  4. Сызранов А.В. Святые места мусульман Астраханского края. Историко-этнографический очерк. Астрахань, 2006.
  5. Сызранов А.В. Культ мусульманских святых в Астраханской области. // Этнографическое обозрение, №2, 2006.
  6. Сызранов А.В. Реликты домусульманских верований в культе «святых мест» — «аулья» в Астраханском крае // Итоговая научная конференция АГПУ (26 мая 2000 года). Тезисы докладов. История. Философия. Астрахань, 2000. С. 24.
  7. Сызранов А.В. Система культа «святых мест» — «аулья» у мусульман Астраханского края // Материалы XXXIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции. Ижевск, 2001. С. 115-116.

Адреса и контакты

1457